Проблемы машиностроения в России.

В 2011 году было принято принципиальное решение о вступлении России в ВТО. Хотя переговоры длились около 15 лет, не было проведено предварительного широкого обсуждения этого решения в СМИ. Теперь экономика России поставлена перед фактом и должна его учитывать в своих планах. Рассмотрим ситуацию на примере машиностроения.

Машиностроение – это совокупность предприятий тяжелой промышленности, производящих различные машины, орудия и приборы. Машиной называют техническое устройство (механизм, устройство, строение), предназначенное для преобразования одного вида энергии в другой. Например, автомобиль преобразует внутреннюю энергию топлива в энергию движения, а гидротурбина преобразует энергию движения воды в электроэнергию. Родиной машиностроения является зарубежная Европа.

Машиностроение в России условно делят на три вида – тяжелое, среднее и точное.

Тяжелое машиностроение занято производством подъемно-транспортных машин (грузоподъемных кранов, лифтов, подъемников, конвейеров и т.п.), железнодорожных локомотивов и вагонов, морских и речных судов, авиатехники, ракетно-космических аппаратов, энергетических машин, технологического оборудования для других отраслей.

Среднее машиностроение занято производством автомобилей, тракторов, станков, роботов и манипуляторов, оборудования для легкой и пищевой промышленности, бытовых приборов и машин.

Точное машиностроение производит электротехническое оборудование, радиотехнику и электронику, приборы.

Машиностроение России занимает первое место в экономике как по количеству занятых в ней работников, так и по стоимости производимой продукции. Поэтому развитию этой отрасли всегда уделяли повышенное внимание. Исторически машиностроение появилось позднее, чем легкая промышленность. Это связано с большим сроком окупаемости в этот бизнес и высокую энергоемкость. В СССР усиленное развитие машиностроение получило в 30-е годы в рамках Сталинской индустриализации. До этого наша страна была преимущественно аграрной, машины и механизмы закупались за границей в обмен на золото и зерно.

В современной России машиностроение развивается тяжело. Для этого есть объективные причины: нехватка рабочих кадров, неумение менеджеров работать в условиях рыночной экономики, низкая конкурентноспособность отечественной продукции. Принято считать, что в сбалансированной экономике доля машиностроения должна занимать около трети от ВВП. На данный момент этот показатель не превышает 20%. Причем большинство машиностроительных заводов работает на устаревшем оборудовании и выпускает устаревающую продукцию. Развитие техники требует новых видов техники и электроники. Сейчас они преимущественно импортируются.

Одним из факторов, сдерживающим развитие машиностроения, является низкая производительность труда. Это связано с ограниченностью трудовых ресурсов в нашей стране. Да и себестоимость продукции от этого не понижается, проигрывая тем самым конкурентную борьбу с товарами из Азии.

Рубрики:
Оставьте первый комментарий