Специальная оценка условий труда – еще законопроект

Законопроект "О специальной оценке условий труда" был внесен в Государственную Думу РФ в сентябре 2013 г. В настоящий момент он находится на рассмотрении и принят только в первом чтении.

Законодательство предусматривает несколько вариантов исследования условий труда, каждый из которых используется для своих целей, а именно:

  • Аттестация рабочих мест.
  • Специальная оценка условий труда.
  • Государственная экспертиза условий труда.

В итоге работодатель и государство выполняет схожие, почти дублирующие друг друга, мероприятия. Получая финансовую нагрузку, без которой вполне можно было обойтись.

Одной из целей законопроекта является как раз разработка единого механизма оценки условий труда, который бы позволил проводить только один вид оценки для всех нужд.

Также оценка даст возможность понижать тарифы страховых взносов для сотрудников с  (особо) вредными и (особо) тяжелыми условиями труда, увеличивает роль профсоюза. 

Итак, рассмотрим, что нас ожидает после принятия законопроекта в текущем виде.

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, используемый для  выявления потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, их влияние на организм работника.

При оценке учитывается разница фактических результатов от утвержденных гигиенических нормативов, использование средств защиты.

В результате конкретному рабочему месту устанавливают класс, подкласс (если есть) условий труда.

Существует четыре класса условий труда:

  • Оптимальные.
  • Допустимые.
  • Вредные.
  • Опасные.

Вредные условия труда подразделяются на четыре подкласса, в зависимости от степени:

  • подкласс 3.1 - возможно функциональное изменение в организме, восстанавливающееся при перерывах более длительных, чем между сменами;
  • подкласс 3.2 -  возможно появление профессиональных заболеваний без потери трудоспособности при работе более пятнадцати лет;
  • подкласс 3.3 - возможно появление профессиональных заболеваний легкой и средней тяжести с потерей профессиональной трудоспособности во время работы;
  • подкласс 3.4 - возможно появление тяжелых профессиональных заболеваний с потерей общей трудоспособности во время работы.

Оценка условий труда не применяется для надомников или дистанционных сотрудников.

Как и с аттестацией рабочих мест, основная роль в оценке условий труда отведена работодателю. 

Именно он должен её профинансировать, организовать, найти и заключить договор с организацией, которая аккредитована для проведения оценки условий труда. 

Оценка рабочего места должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

В переходный период организации, аккредитованные для проведения аттестации рабочих мест, смогут также проводить оценку. В этот же период проведенная аттестация будет действительна наравне со специальной оценкой условий труда.

Специальная оценка условий труда подразделяется на несколько последовательных этапов, а именно:

  • подготовка к проведению специальной оценки условий труда;
  • идентификация вредности (опасности);
  • декларирование соответствия условий труда;
  • измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • оформление результатов специальной оценки условий труда.

При подготовке работодатель создает комиссию, в которую входят специалист (инженер) по охране труда, представитель профсоюза (если есть) и другие сотрудники, выполняющие специальную оценку условий труда.

Комиссия на этапе подготовки утверждает список рабочих мест, выделяет аналогичные рабочие места.

Идентификация вредности (опасности) состоит в сравнении обнаруженных факторов с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Идентификацию проводит комиссия, созданная работодателем.

Декларирование соответствия условий труда проводится для рабочих мест, у которых не выявлены потенциально вредные и опасные факторы. Декларация действует пять лет. При отсутствии несчастных случаев и профессиональных заболеваний на декларированных рабочих местах продлевается еще на пять лет.

Все выявленные потенциально вредные и опасные факторы должны быть измерены и исследованы. Такое измерение может проводить аккредитованная лаборатория или центр, созданные не ранее шести месяцев до проведения оценки условий труда.

Результат специальной оценки условий труда оформляется в виде отчета, в который включается совокупность разных документов. Например, информация об организации, проводящей проверку, несколько протоколов, рекомендации по улучшению условий труда и т.д.

Законопроект включает только общие положения по оценке. Детальное описание всех процедур и мероприятий должны раскрываться в подзаконных актах.

Так законопроект не сможет в полной мере исполняться без Методики проведения специальной оценки условий труда, которая утверждается Минтрудом РФ.

По замыслам законотворцев этот документ должен содержать правила организации и проведения специальной оценки условий труда, определение критериев классификации условий труда на рабочем месте, утверждение формы отчета комиссии и других документов с инструкциями по их заполнению.

Классификатор вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса также утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ.

Эти и другие документы планировалось создать уже в четвертом квартале 2013 года. Конечно, вероятность принятия в такой срок крайне мала. Много законов существуют без уточняющей нормативной базы годами, и будем только рады, если этот законопроект не полнит эти ряды.

Обсудить законопроект Вы можете в комментариях к статье или на нашем форуме.

Комментарии: 4 ↓

Сомневаюсь, что этот закон как-то повлияет на данную ситуацию. Как обычно, там будет много "подводных камней" и недочетов, его вряд ли вообще скоро примут.

В трудовой сфере, как был тёмный лес , так и останется. Но идея аттестации правильная, но я сам знаю, что на предприятиях, где проводят модернизацию, аттестацию лучше проводить после окончания модернизации, а то часто встречал нестыковки. То цех уже не существует, то работают уже на другом оборудовании.

Довольно обширную сторону вопроса затрагивает данный закон, так что свою лепту в организацию трудовой деятельности он должен внести. Радует, что многие пункты направлены на улучшение жизни рабочих - это главное!

Хотелось бы увидеть в уже принятом Законе о специальной оценке условий труда действенную ( а не мнимую) ответственность работодателя за проведение такого мероприятия. Российские реалии сегодня таковы, что работодатель без особых последствий для себя может и не профинансировать, и не заключить договор с организацией, которая аккредитована для проведения оценки условий труда, может сослаться на какие-то фантастические "форс-мажорные" обстоятельства, и с него как с гуся вода.