Трудовой кодекс от Прохорова: а что внутри?

Весной текущего года миллиардер Михаил Прохоров озвучил идею о принятии нового Трудового кодекса, которая вызвала бурю негодования в обществе, у профсоюзов и депутатов Госдумы. Что же такого нехорошего предложил Прохоров?

Главное, что было на слуху, а потому больше всего возмутило общественность – это введение 60-часовой рабочей недели. Такая реакция понятна: 12-часовой рабочий день мало кого устроит. А уж обоснование нововведений тем, что, мол, у нас отсталая экономика, и нужен шаг вперед, только разожгло костер критики. Действительно, например, в более «продвинутой» Франции рабочая неделя составляет всего 35 часов.

Но тут стоит посмотреть на предложение олигарха повнимательнее. Оно предполагает позволить работнику трудиться в одной и той же организации 60 часов в неделю, но… вот тут многие не обращают внимание на то, что 20 часов из 60-ти человеку предлагается (но никто не заставляет) работать по совместительству.

Теперь давайте откроем действующий ТК РФ. Да, в статье 91 ТК РФ указано, что «нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю». А статья 284 ТК РФ содержит следующую норму: «продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день». В том числе и при работе по внутреннему совместительству. Умножаем четыре на пять – получается 20. Теперь прибавляем 20 к 40 часам… Итого – 60. И тоже никто никого не заставляет.

Честно говоря, не совсем понятно, вернее, совсем непонятно, в чем разница, и откуда столько шума.

Следующее предлагаемое нововведение – практически полная отмена трудовых договоров, заключаемых на неопределенный срок. То есть трудовые отношения будут в основном регулироваться срочными контрактами. Заключается контракт, например, на год, год прошел – работодатель может спокойно уволить работника в одностороннем порядке, если не хочет заключать с ним новый контракт.

Сегодня в некоторых компаниях такой подход практикуется, но является полулегальным – в случае, если с работником заключается несколько срочных трудовых договоров подряд, то через суд можно признать договор бессрочным. Уволить же работника, с которым трудовой договор заключен на неопределенный срок, по действующему ТК РФ весьма проблематично.

Автор этой идеи обосновывает ее тем, что рынок труда должен быть более мобильным, а работодатель не зависеть от работника. Но если учесть, что и сейчас многие даже хорошие специалисты зачастую ищут работу месяцами, то идея явно не кажется привлекательной. Скажем, проработал человек несколько лет в одной организации, уволился, потратил пару месяцев на поиск новой работы – неприятно, но не смертельно. А если тратить ту же пару месяцев каждый год? Например, предложат новый контракт с меньшей зарплатой – соглашаться или уходить?

Кстати, этот момент тоже надо отметить: ежегодное перезаключение трудовых договоров позволит работодателям манипулировать работниками: вот тебе меньшая зарплата и работай тут или трать несколько месяцев на поиск новой работы.

С этим предложением Прохорова связано и другое – уменьшение срока обязательного предупреждения работника об увольнении по сокращению штатов с двух до одного месяца. Но ведь эти два месяца и были введены именно для того, чтобы человек успел предпринять какие-то шаги по своему потенциальному трудоустройству, а не вышвыривался на улицу в одну минуту. Да, на собеседования в это время не поездишь – надо дорабатывать здесь, но что-то обдумать и предпринять-то можно. А тут времени на раздумья станет меньше.

Намеревается Прохоров ввести и новые основания для увольнения. Например, по действующему законодательству, если работник подозревается в растрате или хищении, то работодатель не вправе ни уволить его, ни отстранить от работы. Но как же презумпция невиновности?

Возможно, в отстранении от работы в таких ситуациях и есть смысл, но увольнение на основании подозрений явно выходит за рамки правового поля. Да и отстранение от работы в подобных случаях нельзя вводить просто так: не доверяешь работнику, хочешь отстранить – отстраняй, но плати. Расследования у нас длятся и по нескольку лет. А работник должен эти годы без зарплаты сидеть? Вот докажет суд его вину – вместе с ущербом от хищения и растраты взыскивай и выплаченную зарплату.

Кроме всего прочего, предлагается исключить все «лазейки» в ТК РФ, чтобы не дать обойти закон ни работодателям, ни работникам. В качестве примера приводятся работницы, поступающие на работу в начале беременности и рассчитывающие на декретный отпуск.

Действительно, статья 261 действующего ТК РФ запрещает увольнять беременных женщин практически по всем основаниям, кроме ликвидации предприятия либо случаев, когда на работу выходит временно отсутствовавший сотрудник, на место которого женщина принималась. И некоторые сотрудницы этим пользуются, относясь к трудовым обязанностям спустя рукава – мол, ничего мне за это не будет. Но ведь это исключения из правил, нельзя на основании исключений устанавливать правовые нормы для всех!

Предполагается также ужесточить нормы, касающиеся распространения конфиденциальной информации. Сейчас компаниям приходится доказывать в суде, что они понесли реальные убытки от передачи бывшим сотрудником такой информации конкурентам. А это практически нереально, поэтому надо бы просто узаконить запрет на работу у конкурентов после увольнения и выплату компенсации за нарушение этого запрета. Но вот куда при этом девать Конституцию, где прямо указано, что труд свободен? Введение такого запрета будет прямо противоречить этой норме.

Единственное, пожалуй, позитивное для работников высказанное предложение – это увеличение компенсации за задержку заработной платы. Вот тут логика очевидна: статья 236 действующего ТК РФ устанавливает, что за задержку зарплаты работнику положена компенсация всего лишь в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, а это просто мизерные суммы.

Что у нас получается в итоге? Очевидно, что предложения Прохорова защищают, прежде всего, интересы работодателей. Безусловно, работники нередко злоупотребляют тем, что действующее трудовое законодательство очень строго охраняет их права. Разумеется, работодатели порой от этого страдают. Но опять же, повторимся, - это исключения из правил.

Последствиями же таких нововведений, скорее всего, будет полная зависимость работника от работодателя, рост безработицы и хаос на рынке труда – если людей будут увольнять каждый год, то ничего хорошего не выйдет. Производительность труда, к чему стремится Прохоров, тоже не вырастет: пока человек ищет работу – он вообще выпадает из экономической жизни страны, придя на новое место – он немало времени потратит, чтобы освоиться.

Будем надеяться, что законодателям хватит здравого смысла взять из этого проекта полезное, но не принимать его за основу.

Автор: Максим Горячев, генеральный директор ООО "Юридическая компания "Гид"

Оставьте первый комментарий