Охрана труда
https://otd-lab.ru


"Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров в средней общеобразовательной школе (Временные методические рекомендации)"

Утверждаю
заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
Э.М.СААКЪЯНЦ
11 ноября 1986 г. N 4217-86

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

Введение

В соответствии с реформой общеобразовательной и профессиональной школы в учебный процесс введен курс "Основы информатики и электронно-вычислительной техники". Использование вычислительной техники (ВТ) в учебном процессе связано со значительной умственной, эмоциональной, зрительной и статической нагрузками, которые постоянно испытывает ученик, работая с компьютерами. Кроме того, в классах, где функционируют компьютеры (кабинетах ВТ), формируются специфические условия окружающей среды: изменяется температурно-влажностная характеристика воздуха, уровни шума, электрического и радиационного поля и др.
Умственная и эмоциональная нагрузки на занятиях с применением ВТ связаны с принятием и выполнением ряда решений, задач в новых условиях обучения: "учитель - учебник - компьютер - ученик", когда требуется быстрое переключение внимания с объекта на объект при определенном ограничении во времени, что может привести к ухудшению внимания, снижению работоспособности, головным болям, общему утомлению учащихся.
В условиях восприятия учебной информации с экрана дисплея значительно возрастает зрительная нагрузка. Восприятие знаков со светящегося экрана, чередующееся с переводами взора на клавиатуру и текст, вызывает напряжение разрешающей способности глаза, аккомодации и глазодвигательного аппарата. В неблагоприятных условиях работы это может приводить к повышенному утомлению зрения, появлению астенических жалоб. Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеем, обусловленная относительно неподвижной рабочей позой, может привести к усталости и болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Все это может способствовать ухудшению состояния здоровья учащихся. Утомление, а также неблагоприятные изменения в состоянии здоровья учащихся развиваются особенно быстро в результате нерационального режима труда и отдыха школьников и плохих, не отвечающих гигиеническим требованиям, условий окружающей среды. Для сохранения оптимального уровня работоспособности и состояния здоровья учащихся необходима гигиеническая регламентация условий обучения и режима труда и отдыха школьников.

1. Гигиенические требования к устройству, оборудованию
и содержанию классов для работы с компьютерами

1.1. Обучение школьников работе на ЭВМ следует проводить в специально оборудованных помещениях. В существующих школах количество рабочих мест в учебных помещениях площадью 70 кв. метров должно быть не более 15, в обычных классных комнатах площадью 52 - 56 кв. метров - не более 10 - 12. При проектировании новых школ или реконструкции существующих школьных зданий площадь кабинетов ВТ должна приниматься из расчета 5,0 кв. метров на одно рабочее место. Для хранения технических средств и аппаратуры должна предусматриваться лаборантская площадью не менее 16 кв. метров.
1.2. Помещения для кабинетов ВТ рекомендуется выбирать с ориентацией на север, северо-восток, северо-запад. Они должны иметь светорегулирующие устройства: жалюзи, шторы светлых тонов с коэффициентом отражения не менее 0,4.
1.3. Классы для работы с компьютерами оборудуются индивидуальными рабочими местами. На столе следует предусмотреть место для размещения тетради и книги. Занятия за одним дисплеем двух и более человек недопустимы, поскольку нарушаются условия видения и возникает выраженное зрительное утомление.
1.4. Организация рабочего места должна обеспечивать оптимальное положение учащегося при работе с дисплеем, которое достигается при прямом или слегка наклоненном вперед положении корпуса. Экран должен находиться от глаз школьников на расстоянии 55 - 65 см.
Размеры мебели должны соответствовать антропометрическим характеристикам учащихся. Кабинеты вычислительной техники следует оборудовать специальной мебелью, которая обеспечивает регулировку наиболее важных элементов рабочего места: высоты и угла наклона экрана в вертикальной плоскости, высоты сидения и угла наклона спинки стула. Рекомендуется использовать регулируемую по высоте подставку для ног размером 40 x 30 x 15 см с углом наклона в 30°. Передний край сиденья должен быть округлой формы.
При отсутствии специальной мебели допускается временное использование для кабинетов ВТ столов и стульев группы В и Г в соответствии с методическими указаниями "Об использовании школьной мебели" N 3225-85, утвержденными Минздравом СССР и Минпросом СССР 14 марта 1985 года.

РАЗМЕРЫ СТОЛОВ ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ


Источник: https://otd-lab.ru/documents/gigienicheskie-normy-gn/gigienicheskie-usloviya-organizacii-uchebnyh-zanyatiy-s-primeneniem-kompyuterov-v-sredney-obshcheobrazovatelnoy-shkole-vremennye-metodicheskie