Охрана труда
https://otd-lab.ru


ГОСТ Р 53297-2009. "Лифты пассажирские и грузовые. Требования пожарной безопасности"

Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 18 февраля 2009 г. N 73-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Passengers and goods lifts. Fire safety requirements

ГОСТ Р 53297-2009

ОКС 13.220.01

ОКП 2483600

Дата введения
1 января 2010 года
с правом досрочного применения

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России, МОС ОТИС.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 73-ст.
4. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт распространяется на электрические и гидравлические пассажирские и грузовые лифтовые установки и устанавливает требования к их конструктивному исполнению и противопожарной защите в зданиях и сооружениях.
1.2. Требования данного стандарта не распространяются на лифты:
для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях (пассажирские лифты, имеющие режим "перевозка пожарных подразделений");
устанавливаемые в зданиях (сооружениях) в целях использования для спасания людей (инвалидов, маломобильных групп населения и др.) во время пожара;
устанавливаемые в зданиях (сооружениях), не оборудованных автоматическими системами обнаружения пожара;
грузовые малые;
грузовые тротуарные;
для работы в зданиях и помещениях с агрессивными парами и газами, вызывающими коррозию.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51032-97. Материалы строительные. Методы испытания на распространение пламени
ГОСТ Р МЭК 63132-3-22-2005. Испытание электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3-22. Распространение пламени по вертикальным пучкам проводов или кабелей. Категория А
ГОСТ 12.1.044-89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 30247.0-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования
ГОСТ 30247.1-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции
ГОСТ 30247.3-2002. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери шахт лифтов
ГОСТ 30244-94. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть
ГОСТ 30402-96. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость
ГОСТ 27570.8-88 (МЭК 335-2-34-80). Безопасность электробытовых и аналогичных электроприборов.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Лифт: стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.
3.2. Лифт гидравлический: лифт с электронасосным гидроприводом поступательного движения.
3.3. Лифт электрический: лифт с электроприводом.
3.4. Лифт грузовой: лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска грузов.
3.5. Лифт грузовой малый: лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого лимитирована грузоподъемность, а размеры кабины ограничивают свободный доступ в нее человека.
3.6. Лифт пассажирский: лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска людей.
3.7. Лифт тротуарный: лифт, кабина которого выходит из шахты через люк, расположенный в ее верхней части.
3.8. Лифтовая установка: объемно-планировочный элемент здания (сооружения), содержащий лифт (лифты), шахту (шахты), машинное помещение (помещения) при его (их) наличии, а также лифтовые холлы (посадочные площадки).
3.9. Кабина: грузонесущее устройство, в котором осуществляется транспортирование людей и (или) грузов, имеющее проем (проемы) для входа и выхода людей, погрузки и разгрузки грузов, оснащенный (оснащенные) дверью (дверями).
3.10. Ограждение кабины лифта: конструкция, состоящая из стен, пола и потолочного перекрытия, ограждающая внутреннее пространство кабины лифта.
3.11. Облицовочный слой: вещество, материал, изделие, нанесенное или установленное на силовой части стен, потолочного перекрытия, двери (дверей) внутри кабины, а также снаружи дверей шахты.
3.12. Покрытие пола кабины лифта: вещество, материал, изделие, нанесенное или установленное на силовую часть пола внутри кабины.
3.13. Режим "пожарная опасность": установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины на основной посадочный этаж, с которого производится эвакуация людей наружу, с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных вызовов.

4. Пожарная безопасность лифтовых установок

4.1. Стены, потолок и пол кабины, а также двери кабины следует изготовлять из негорючих материалов или материалов группы горючести не ниже Г1 по ГОСТ 30244.
При наличии облицовочного слоя на стенах, потолке и дверях кабины показатели его пожарной опасности должны приниматься не ниже:
группа горючести по ГОСТ 30244 - Г2;
группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 - В2;
группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, пп. 2.14.2 и 4.18 - Д2;
группа токсичности продуктов горения по ГОСТ 12.1.044, пп. 2.16.2 и 4.20 - Т2.
Пожарно-технические характеристики материалов покрытия пола кабины допускаются не ниже:
группа распространения пламени по поверхности по ГОСТ Р 51032 - РП2;
группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, пп. 2.14.2 и 4.18 - Д2;
группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, пп. 2.16.2, 4.20 - Т2.
В зданиях, оборудованных системами контроля и управления доступом населения и посетителей, показатели пожарной опасности облицовочного слоя толщиной 1,0 мм и менее не нормируются.
4.2. Плафоны устройств стационарного электрического освещения кабины лифта должны выполняться из материалов групп воспламеняемости не ниже В2 по ГОСТ 30402.
4.3. Ограждающие конструкции и заполнения дверных проемов шахт и лифтовых холлов должны отвечать требованиям [2], [3], [4] и других документов Системы нормативных документов в строительстве на проектирование зданий и сооружений различного назначения по [1].
4.4. Машинные помещения гидравлических лифтов могут размещаться на любых этажах зданий, включая подвальные. Каналы для прокладки гидроприводов выполняются с пределом огнестойкости не менее REI 60 по [2], ГОСТ 30247.1, а двери машинных помещений - EI 60 по ГОСТ 30247.2.
4.5. Пределы огнестойкости дверей шахт лифтов, имеющих режим "пожарная опасность", на основных посадочных этажах не нормируются с учетом требования 6.5.2.

5. Оборудование противопожарной защиты лифтовых установок

5.1. На посадочных площадках лифтов, в лифтовых холлах и в лифтовых шахтах предусматривается установка извещателей автоматических систем пожарной сигнализации зданий и сооружений в соответствии с требованиями [7]. При применении систем пожарной сигнализации адресно-аналогового типа допускается установка одного извещателя в каждом лифтовом холле. Для лифтовых шахт следует предусматривать дымовые пожарные извещатели (по одному извещателю на лифтовую шахту, устанавливаемому в ее оголовке - зоне верхнего этажа). При срабатывании хотя бы одного из извещателей приемно-контрольный прибор должен автоматически подать команду на перевод в режим работы лифта "пожарная опасность" согласно 6.3 и на обеспечение избыточного давления в лифтовой шахте.
5.2. На посадочных площадках лифтов и в лифтовых холлах допускается размещать только сети освещения этих площадок, холлов и сообщающихся с холлами коридоров, а также системы видеонаблюдения, охранной и звонковой сигнализации, размещение других сетей не рекомендуется с точки зрения пожарной безопасности.
5.3. Системы приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в шахтах, лифтовых холлах или тамбур-шлюзах цокольных и подземных этажей следует предусматривать в соответствии с требованиями [2], [3], [4], [5] и других документов Системы нормативных документов в строительстве на проектирование зданий и сооружений различного назначения по [1].
Конструкции воздуховодов этих систем выполняются класса П по [5] с пределами огнестойкости не менее EI 30 по [8], для вентиляторов пределы огнестойкости не нормируются.
5.4. Подача наружного воздуха в лифтовые шахты осуществляется исходя из условия обеспечения величины избыточного давления не менее 20 Па в шахте относительно лифтового холла, расположенного над (или под) основным посадочным этажом, при открытых дверях шахты на основном посадочном этаже и указанного лифтового холла. Воздухоприточные отверстия в лифтовых шахтах могут быть выполнены на уровне любого этажа при обеспечении требуемого избыточного давления, максимально допустимое значение которого не более 70 Па.
5.5. При необходимости подача наружного воздуха в лифтовые холлы или тамбур-шлюзы цокольных и подземных этажей производится для обеспечения величины избыточного давления не менее 20 Па в этих холлах (тамбур-шлюзах) при закрытых дверях относительно смежных помещений. Допускается применение нормально закрытых противопожарных клапанов для перетекания воздуха из шахт в лифтовые холлы (тамбур-шлюзы). Конструкции этих клапанов должны быть с пределами огнестойкости по [10], но не менее пределов огнестойкости ограждающих конструкций лифтовых шахт и подлежат оснащению автоматически и дистанционно управляемыми приводами. Приводы должны выполняться без применения термоэлементов.
5.6. Правила пользования лифтом, которые разрабатываются и вывешиваются в соответствии с требованиями [12], целесообразно дополнить следующей информацией, которая позволит повысить безопасность людей в здании в случае пожара:
--------------------------------------------------------------------------¬
¦при возникновении пожара в здании лифт будет принудительно направлен¦
¦на основной посадочный этаж. По прибытии кабины на этот этаж вы должны¦
¦покинуть кабину и выйти из здания; использование лифтов во время пожара¦
¦не допускается ввиду большой опасности. ¦
L--------------------------------------------------------------------------
5.7. На посадочных площадках перед входом в лифты вывешиваются таблички:
------------------------------------------------¬
¦ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИФТОВ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА ЗАПРЕЩЕНО!¦
L------------------------------------------------
Допускается вывешивать на этаже одну табличку на группу лифтов с выходами в общий лифтовой холл (посадочную площадку).


Источник: https://otd-lab.ru/documents/gosty/gost-r-53297-2009-lifty-passazhirskie-i-gruzovye-trebovaniya-pozharnoy-bezopasnosti