Проект федерального закона от 29 октября 2010 года

Статья 1 

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032;
2003, № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2006, № 30, ст. 3286;
2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 361; № 49, ст. 6071; № 50, ст.
6241; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616; 2009, № 19, ст.
2283; № 23, ст. 2760; № 26, ст. 3125; № 52, ст. 6450; 2010, №
21, ст. 2524; № 30, ст. 4011) следующие изменения:

1) в статье 13:

а) абзац первый пункта 4 изложить в следующей
редакции:

«Работодатель или заказчик работ (услуг) имеют право
привлекать и использовать иностранных работников на рабочих местах, включенных
в перечень рабочих мест для осуществления трудовой деятельности иностранными
гражданами, при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных
работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую
деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не
распространяется на иностранных граждан:»;

б) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

«4.1. Особенности осуществления трудовой деятельности
отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.1, 13.2,
13.3 и 18.1 настоящего Федерального закона»

в) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. С учетом особенностей региональных
экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти устанавливает случаи осуществления
трудовой деятельности по профессиям (специальностям), должностям:

1) иностранными гражданами, временно пребывающими
в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на
территории которого им выдано разрешение на работу;

2) иностранными гражданами, временно проживающими
в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на
территории которого им разрешено временное проживание;

3) иностранными гражданами  –
 высококвалифицированными специалистами вне пределов субъекта Российской
Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу или разрешено
временное проживание.»;

2) в статье 13.1:

а) пункт 1 после слов «или его территориальным
органом» дополнить словами «на рабочее место, включенное в перечень рабочих
мест для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами,»;

б) в подпункте 4 пункта 3 слова «(при наличии)»
исключить;

в) в пункте 6 слова «если данные квоты установлены
Правительством Российской Федерации» заменить словами «и перечня рабочих мест
для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»;

г) в пункте 7.1. после слов «Срок действия разрешения
на работу, выданного иностранному гражданину, может быть продлен» дополнить
словами «в случае продления трудового договора или гражданско-правового
договора на выполнение работ (оказание услуг).».

3) пункт 1 статьи 18
исключить;

4) статью 18.1
изложить в следующей редакции:

«Статья 18.1. Особенности регулирования
рынка труда иностранных работников

1. Правительство Российской
Федерации ежегодно утверждает квоты на привлечение и использование иностранных
работников, включающие квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на
работу и квоту на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных
граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения
визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления
трудовой деятельности, с учетом принципа приоритетного использования
национальных трудовых ресурсов и ситуации на рынке труда.

2. Квоты на привлечение и
использование иностранных работников утверждаются по профессионально-квалификационным
группам и по видам экономической деятельности с учетом региональных
особенностей рынка труда.

Указанные квоты не распространяются
на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по
имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий
(специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативному правовому регулированию в сфере занятости населения, по
согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативному правовому
регулированию в сфере социально-экономического развития.

3. Квоты на привлечение и использование
иностранных работников могут утверждаться как по одному или нескольким
субъектам Российской Федерации, так и по Российской Федерации, с учетом резерва
квот, не превышающего 30 процентов от согласованных предложений субъектов
Российской Федерации по привлечению и использованию иностранных работников.

4. Квоты на привлечение и
использование иностранных работников формируются на основании предложений субъектов
Российской Федерации по привлечению и использованию иностранных работников на
очередной год.

Указанные предложения субъектов
Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования
национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда, экономической,
социальной и  демографической ситуации,
баланса трудовых ресурсов, а также оценки эффективности использования
иностранных работников в соответствующем субъекте Российской Федерации и
возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

5. Субъекты Российской Федерации ежегодно
формируют предложения по привлечению и использованию иностранных работников на
очередной год, на основании заявок работодателей о потребности в иностранных
работниках, по видам экономической деятельности, профессиям, специальностям и
квалификации иностранных работников, странам их происхождения (государствам
гражданской принадлежности), в соответствии с правилами, установленными
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере
занятости населения и безработице.

Указанные предложения, по привлечению и использованию
иностранных работников до 15 августа  
направляются субъектом Российской Федерации  в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому
регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

Предложения субъектов Российской Федерации по
привлечению и использованию иностранных работников представляются по форме и в
соответствии с порядком их заполнения, утверждаемыми федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере занятости населения и
безработицы.

6. Высшие должностные лица субъектов Российской
Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации) определяют уполномоченные органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по формированию предложений субъекта
Российской Федерации по привлечению и использованию иностранных работников
(далее - уполномоченные органы субъектов Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта
Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального
органа исполнительной власти в сфере миграции, федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере труда,
занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных
услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой
миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, федерального органа
исполнительной власти по контролю за оборотом наркотиков, федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах и сборах, и с учетом мнения
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта
Российской Федерации осуществляет рассмотрение заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в
иностранных работниках.

7. Заявка работодателя,
заказчика работ (услуг) о потребности в иностранных работниках может
быть отклонена полностью или частично в следующих случаях:

наличие возможности удовлетворения потребности
работодателя, заказчика работ (услуг) в иностранных работниках путем
привлечения граждан Российской Федерации, в том числе из другой местности субъекта
Российской Федерации, профессиональной подготовки, переподготовки или повышения
квалификации граждан Российской Федерации;

наличие у работодателя,  заказчика работ (услуг) неустраненных
нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных
в предыдущем и текущем годах;

наличие у работодателя,  заказчика работ (услуг) задолженности по
оплате труда работников, а также неустраненных нарушений трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, в предыдущем и текущем годах;

отсутствие возможности обеспечения работодателем или
заказчиком работ (услуг) иностранных работников жильем;

непредоставление работодателем, заказчиком работ
(услуг) в органы государственной службы занятости населения информации о
наличии вакантных рабочих мест (должностей);

непредоставление работодателем, заказчиком
работ (услуг) в течение шести и более месяцев подряд бухгалтерской отчетности в
налоговый орган;

если предлагаемая работодателем,
заказчиком  работ (услуг) заработная
плата, ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения,
исчисленного в субъекте Российской в 
установленном порядке;

представление работодателем или
заказчиком работ (услуг) недостоверных или подложных документов либо сообщение
заведомо ложных сведений.

8. Уполномоченный орган субъекта Российской
Федерации по результатам рассмотрения заявок работодателей, заказчиков работ
(услуг) о потребности в иностранных работников в десятидневный срок уведомляет
их в письменной форме о принятом решении. В случае принятия решения о полном
или частичном отклонении заявки работодателя, заказчика работ (услуг), указываются
основания принятия такого решения.

9. Работодатели и
заказчики работ (услуг) ежегодно представляют в уполномоченный орган субъекта
Российской Федерации до 1 июля текущего года заявки о потребности в иностранных работниках на очередной
год по формам и в соответствии с правилами их заполнения, утверждаемыми
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере
занятости населения и безработицы.

10. Федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере занятости населения и
безработицы, ежегодно до 15 октября направляет в Правительство Российской
Федерации предложения по установлению квот на привлечение и использование
иностранных работников в очередном году.

11. Федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере занятости населения и
безработицы при участии федерального органа исполнительной власти в сфере
миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
анализа и прогнозирования социально-экономического развития и федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований при рассмотрении предложений субъектов Российской
Федерации по привлечению и использованию иностранных работников может отклонить
их полностью или частично в следующих случаях:

наличие возможности удовлетворения потребности
работодателей, заказчиков работ (услуг) в иностранных работниках, путем
привлечения граждан Российской Федерации;

наличие предложений федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и
нормативному правовому регулированию, по ограничению привлечения и
использования иностранных работников в соответствующих сферах деятельности.

12. Федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому
регулированию в сфере занятости населения и безработицы, в месячный срок с даты
утверждения Правительством Российской Федерации квот на привлечение и
использование иностранных работников на очередной год распределяет квоты по
субъектам Российской Федерации и утверждает перечень рабочих мест для
осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами.

13. Размеры
распределенных субъекту Российской Федерации квот на привлечение и
использование иностранных работников могут быть увеличены или уменьшены, а в
перечень рабочих мест для осуществления трудовой деятельности иностранными
гражданами, внесены изменения в случаях если:

в течение года, на
который утверждены квоты, у работодателей и заказчиков работ (услуг) возникает
необходимость в дополнительном привлечении иностранных работников;

в течение года, на
который утверждены квоты, у работодателей и заказчиков работ (услуг) возникает
необходимость уменьшения количества привлекаемых иностранных работников в связи
с ситуацией на рынке труда;

работодатель или заказчик
работ (услуг) не представлял заявки о потребности в иностранных работниках для
замещения в очередном году создаваемых рабочих мест;

привлечение иностранных работников необходимо для
обеспечения реализации приоритетных национальных проектов и государственных
инвестиционных проектов, либо решения иных задач внутренней политики
государства.

14. Работодатели или
заказчики работ (услуг) представляют в уполномоченный орган субъекта Российской
Федерации заявки о
дополнительной потребности в иностранных работниках или заявления об отказе от
привлечения иностранных работников по формам и в соответствии с правилами их
заполнения, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

15. Субъекты Российской Федерации рассматривают
заявки работодателей или заказчиков работ (услуг) о дополнительной потребности
в иностранных работниках или заявления об отказе от привлечения иностранных
работников и представляют в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному
правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы предложения
по увеличению (уменьшению) привлечения иностранных работников в срок, не
превышающий 45 дней с даты поступления указанных заявок и заявлений
работодателей или заказчиков работ услуг, в порядке, предусмотренном пунктами 7
и 8 настоящей статьи..

16. Федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующих отраслях
экономики, могут представить по согласованию с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается
использование иностранных работников, в федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и
нормативному правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы,
предложения по увеличению (уменьшению) привлечения и использования иностранных
работников для обеспечения реализации приоритетных национальных проектов и
государственных инвестиционных проектов.

17. Федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному
правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы при участии
федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и
прогнозирования социально-экономического развития и федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований рассматривает
предложения субъектов Российской Федерации по увеличению (уменьшению)
привлечения и использования иностранных работников, а также предложения
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативно-правовое
регулирование в установленных сферах деятельности в порядке, предусмотренном
пунктом 11 настоящей статьи.

18. Федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере занятости населения и
безработицы, увеличивает (уменьшает) размеры распределенных субъекту Российской
Федерации квот на привлечение и использование иностранных работников, за счет
резерва квот, и вносит соответствующие изменения в перечень рабочих мест для
осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами.

19. Правительство
Российской Федерации вправе устанавливать с учетом региональных особенностей
рынка труда и необходимости осуществления в приоритетном порядке
трудоустройства граждан Российской Федерации по видам экономической
деятельности допустимую долю иностранных работников как на территории одного
или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории
Российской Федерации, а также определять виды экономической деятельности, для
осуществления которых квоты на привлечение иностранных работников не
распространяются.

При установлении допустимой доли
определяется срок приведения работодателями и заказчиками работ (услуг) в
соответствие с ней численности используемых иностранных работников.».

Статья 2 

Настоящий Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 

Президент

Российской Федерации

Д. Медведев