Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

Приказ МПС РФ от 27.12.1999 N 45Ц "Об утверждении Правил сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте"

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 декабря 1999 г. N 45Ц

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПАССАЖИРАМ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В целях развития Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и со статьей 13 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2000 года прилагаемые Правила сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте.

Утверждены
Приказом МПС России
от 27 декабря 1999 г. N 45Ц

ПРАВИЛА
СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПАССАЖИРАМ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила сертификации (далее - Правила) устанавливают порядок подготовки и проведения сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте, а также требования по сертификации услуг, оказываемых пассажирам на железнодорожных вокзалах, в специализированных зонах обслуживания, других стационарных зонах обслуживания и в пути следования пассажиров.
Основные цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации услуг соответствуют:
Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140.

Закону Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" <*>;
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966.

Федеральному закону "О пожарной безопасности" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649.

Федеральному закону "О федеральном железнодорожном транспорте" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3505.

Федеральному закону "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 218.

Федеральному закону "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650.

Положению о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848 <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 1311.

Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 277 <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1311.

Правилам сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 05.08.97 N 17 <*>;
--------------------------------
<*> Зарегистрированы Минюстом России 03.04.98, регистрационный N 1502.

Правилам Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения (П ССФЖТ 01-96), утвержденным указанием МПС России от 12 ноября 1996 г. N 166у <*>.
--------------------------------
<*> Зарегистрированы Минюстом России 27.12.96, регистрационный N 1220 и Госстандартом России 17.02.97 N РОСС RU.0001.01 ЖТ 00.

Настоящие Правила предназначены для проведения сертификации услуг по требованиям безопасности для жизни, здоровья, сохранности имущества потребителей и охраны окружающей среды.
1.2. Сертификацию услуг проводит орган (органы) по сертификации, аккредитованный в установленном порядке в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ).
1.3. К работам по сертификации, в том числе связанным с оценкой систем качества, могут привлекаться аккредитованные в ССФЖТ экспертные центры по сертификации и эксперты по сертификации, зарегистрированные в Государственном реестре ССФЖТ.
1.4. Объекты сертификации определены Общероссийским классификатором услуг населению N 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1996 г. N 163, основные из них:
услуги на железнодорожных вокзалах до отправления поезда;
услуги по перевозке пассажиров;
услуги в пути следования поезда;
услуги, предоставляемые пассажирам по прибытии поезда к месту назначения.
1.5. Сертификат соответствия на услугу может быть выдан только при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации заключений, сертификатов или иных документов.
Используемые при предоставлении услуг технические средства, материалы, предметы и оборудование, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия требованиям безопасности.
1.6. Обязательная сертификация услуг, предоставляемых пассажирам, проводится на основании статьи 13 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте".

II. Порядок проведения сертификации

2.1. Сертификация услуг проводится на основании заявки. Заявитель подает заявку на проведение сертификации в орган по сертификации по форме, приведенной в приложении 1 к настоящим Правилам.
2.2. Сертификация услуг проводится по схемам сертификации, приведенным в приложении 2 к настоящим Правилам. Выбор схемы сертификации осуществляет орган по сертификации в зависимости от специфических особенностей сертифицируемых услуг с учетом предложений заявителя.
2.3. Порядок проведения сертификации включает:
подачу заявки на проведение сертификации услуги;
предварительную оценку заявки и принятие решения по ней;
направление решения по заявке заявителю и заключение с ним договора на проведение работ по сертификации;
рассмотрение возможности признания имеющихся у заявителя сертификатов соответствия, выданных другими органами по сертификации;
проведение оценки соответствия объектов сертификации установленным требованиям;
сертификацию системы качества заявителя (если это предусмотрено схемой сертификации);
анализ результатов оценки соответствия объектов сертификации и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;
оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия либо направление заявителю обоснованного отказа в выдаче сертификата;
инспекционный контроль;
информацию о результатах сертификации.
2.4. Предварительная оценка заявки и принятие решения по ней.
Орган по сертификации рассматривает представленные заявителем документы и не позднее одного месяца с момента их получения сообщает ему о своем решении. При положительном решении заявителю сообщаются все основные условия сертификации (выбранная схема сертификации, сроки проведения сертификации, процедура сертификационной проверки, условия проведения инспекционного контроля, перечень необходимых нормативных и технических документов, которые необходимо дополнительно представить в орган по сертификации, и другие необходимые условия).
Форма решения по заявке на проведение сертификации приведена в приложении 3 к настоящим Правилам.
При отрицательном решении заявителю направляется обоснованный отказ в проведении сертификации.
2.5. Направление решения по заявке заявителю и заключение договора с ним:
Орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации, а также (при необходимости) программу проведения работ, разрабатываемую органом по сертификации или по его поручению соответствующим экспертным центром по сертификации на основе календарного плана работ по договору.
В программе указывается весь перечень планируемых для проведения сертификации работ с указанием сроков их исполнения, конкретных исполнителей и видов формализации результатов (заключение, акт, комплексное заключение и т.п.).
2.6. Рассмотрение возможности признания имеющихся у заявителя сертификатов соответствия, выданных другими органами по сертификации.
При наличии у заявителя сертификатов соответствия на заявляемые услуги, выданных в других системах сертификации, рассматривается возможность их признания с учетом наличия или отсутствия соглашений ССФЖТ с этими системами о взаимном признании сертификатов.
Признание сертификата соответствия осуществляется посредством выдачи сертификата соответствия ССФЖТ.
В случае непризнания сертификата соответствия орган по сертификации вправе принять решение о проведении работ по сертификации в полном объеме или установить возможную степень их сокращения с учетом представленных результатов сертификации, полученных в другой системе сертификации.
2.7. Проведение оценки соответствия объектов сертификации установленным требованиям.
2.7.1. Оценка соответствия процессов предоставления услуг осуществляется по типовым (рабочим) методикам на процессы предоставления конкретных видов услуг, разрабатываемым экспертными центрами по сертификации и утверждаемым органом по сертификации.
2.7.2. Оценка соответствия организации - исполнителя услуг установленным требованиям осуществляется по индивидуальным программам, разрабатываемым экспертными центрами по сертификации и утверждаемым органом по сертификации применительно к конкретной организации.
2.7.3. Оценка систем качества осуществляется в соответствии с выбранной моделью на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002, ГОСТ Р 50691.
2.7.4. Проверку результата предоставления услуги проводит комиссия в составе представителей органа по сертификации и заявителя. По результатам проверки составляется протокол, который должен содержать:
основания для проведения и место проведения проверки;
описание объекта проверки;
сведения о контролирующих лицах;
сведения о содержании проверки;
дату проведения проверки;
сведения об использованных при проверке стандартных и нестандартных методах и методиках оценки соответствия;
результаты проверки, подкрепленные при необходимости таблицами, графиками, фотографиями и другими материалами;
подпись и должность уполномоченного представителя органа по сертификации и членов комиссии;
дату составления протокола;
указание о том, что внесение изменений и дополнений в протокол допускается только в дополнительном документе (приложении к протоколу, в новом протоколе, отменяющем, заменяющем или вносящем изменения в предыдущий протокол с указанием даты изменения).
Протокол проверки не должен содержать рекомендаций или предложений, вытекающих из полученных результатов проверки.
2.7.5. Результаты оценки соответствия сертифицируемых объектов установленным требованиям оформляют актами по форме приложения 4 к настоящим Правилам.
2.8. Анализ результатов оценки соответствия объектов сертификации и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия.
Орган по сертификации анализирует протоколы проверок результатов предоставления услуги, акты оценки соответствия услуги, другие представленные документы и принимает решение о возможности (или невозможности) выдачи заявителю сертификата соответствия, оформляемое в виде комплексного заключения органа по сертификации по форме приложения 5 к настоящим Правилам.
2.9. Оформление, регистрация и выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия либо направление заявителю обоснованного отказа в выдаче сертификата.
2.9.1. При положительных результатах сертификации орган по сертификации оформляет сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия на определенный период (не превышающий трех лет).
Формы сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия установлены Правилами ССФЖТ.
В случае, когда сертификация осуществляется в рамках двухсторонних и многосторонних международных соглашений, порядок выдачи, форма сертификата соответствия и срок его действия определяются с учетом этих соглашений.
2.9.2. Оформленные сертификат соответствия и лицензия на применение знака учитываются в органе по сертификации и регистрируются в Государственном Реестре ССФЖТ. Зарегистрированные в установленном порядке сертификат соответствия и лицензия на применение знака соответствия выдаются органом по сертификации заявителю.
Копия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия и комплект документов, предусмотренный правилами ССФЖТ, направляются в документальный фонд Государственного Реестра ССФЖТ.
2.9.3. При отрицательных результатах оценки соответствия или несоблюдении заявителем правил ССФЖТ орган по сертификации принимает решение о невозможности сертификации заявленного объекта и выдачи сертификата соответствия. Решение оформляется в форме заключения и направляется заявителю. Форма заключения приводится в приложении 6 к настоящим Правилам. Одновременно орган по сертификации извещает МПС России о необходимости принятия соответствующих корректирующих мер (лишения права предоставления услуг, снижения категорийности и др.).

III. Организация и проведение инспекционного контроля
за сертифицированными услугами

3.1. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами (объектами) проводит орган по сертификации в виде плановых и внеплановых проверок.
3.2. Плановый инспекционный контроль осуществляется в течение всего срока действия сертификата с периодичностью не реже одного раза в 6 месяцев.
3.3. Количество периодических проверок и формы их проведения устанавливаются с учетом специфики объекта, схемы сертификации и определяются условиями договора на проведение инспекционного контроля между органом по сертификации и держателем сертификата.
3.4. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля определяются органом по сертификации с учетом схемы, по которой проводилась сертификация, и должны соответствовать объему и содержанию оценки соответствия услуг, проводимой при их сертификации.
К проведению инспекционного контроля могут привлекаться аккредитованные экспертные центры по сертификации, эксперты по сертификации, а также специалисты МПС России, территориальных органов Госстандарта России и других контрольных и надзорных органов, испытательные лаборатории, центры органов санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте, дорожные центры стандартизации и метрологии.
3.5. Внеплановый инспекционный контроль проводится по решению органа по сертификации без предварительного уведомления объекта проверки. Основанием для проведения внепланового инспекционного контроля являются:
поступление информации о претензиях (жалобах, рекламациях) к сертифицированной услуге от пассажиров, а также от органов, осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации, общественный или государственный контроль за услугами, а также поступление от заявителя информации об изменениях технологии, характеристик услуг и условий обслуживания пассажиров.
3.6. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором делается заключение о соответствии (несоответствии) сертифицированных услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
Акт проверки хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заинтересованным организациям.
3.7. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостанавливать или отменять действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия в случае несоответствия услуги требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована.