Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

Постановление Правительства РФ от 02.12.1999 N 1329 "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 1999 г. N 1329

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ
АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И АВИАЦИОННЫХ ИНЦИДЕНТОВ
С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации.
2. Установить, что разъяснения по применению утвержденных настоящим Постановлением Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации дает Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 1999 г. N 1329

ПРАВИЛА
РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
И АВИАЦИОННЫХ ИНЦИДЕНТОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и организаций, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда (далее именуются - федеральные органы исполнительной власти и организации).
2. Каждое авиационное происшествие или авиационный инцидент с государственными воздушными судами в Российской Федерации подлежит обязательному расследованию комиссией по расследованию авиационного происшествия или авиационного инцидента (далее именуется - комиссия), которая имеет статус государственной комиссии и образуется в установленном настоящими Правилами порядке.
3. Специально уполномоченным органом, осуществляющим регулирование деятельности в области расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (далее именуются - воздушные суда), а также их классификацию и учет, является Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Служба безопасности полетов).
4. Организация и проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, отдельных авиационных происшествий с воздушными судами других федеральных органов исполнительной власти или организаций (по согласованию с их руководителями), а также авиационных происшествий, в которые вовлечен авиационный персонал нескольких федеральных органов исполнительной власти или организаций, осуществляются Службой безопасности полетов.
Организация и проведение расследований иных авиационных происшествий осуществляются федеральными органами исполнительной власти или организациями (по принадлежности воздушного судна).
Расследование авиационных инцидентов осуществляется комиссиями, образуемыми федеральными органами исполнительной власти или организациями (по принадлежности воздушного судна).
5. Целями расследования авиационного происшествия или авиационного инцидента являются установление причин авиационного происшествия или авиационного инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.
Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или авиационного инцидента.

II. Определения

6. Авиационные события подразделяются на:
а) авиационные происшествия;
б) авиационные инциденты;
в) чрезвычайные и наземные происшествия.
7. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.
8. Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты и серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.
9. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
а) "авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.
Воздушное судно считается утраченным, когда:
произошло полное разрушение воздушного судна;
местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;
эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;
восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.
Решение о целесообразности эвакуации воздушного судна принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета воздушного судна принимает Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о целесообразности восстановления воздушного судна, получившего повреждение в процессе эксплуатации, принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) "авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв;
в) "авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;
г) "авиационное объединение" - армия, округ или отдельный корпус Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, морская авиация флота, 929 Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации;
д) "авиационное подразделение" - авиазвено, авиаотряд, авиаэскадрилья, а также первичная структура авиации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российской оборонной спортивно-технической организации;
е) "авиационное соединение" - смешанный авиационный корпус, авиационная дивизия, дивизия противовоздушной обороны, центр боевого применения и переучивания летного состава, авиационный институт, авиация армии, корпуса, округа (военного, пограничного) или регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, авиация воздушно-десантных войск;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2008 N 34)
ж) "авиационная часть" - отдельный авиаотряд, отдельная авиаэскадрилья, авиационный полк, 237 Центр показа авиационной техники, испытательный центр 929 Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации, станция летных испытаний военного представительства или авиаремонтного завода Министерства обороны Российской Федерации, аэроклуб Российской оборонной спортивно-технической организации;
з) "катастрофа" - авиационное происшествие с человеческими жертвами;
и) "летная эксплуатация воздушного судна" - процесс эксплуатации воздушного судна в объеме требований руководства по летной эксплуатации данного типа воздушного судна;
к) "мероприятия по обеспечению безопасности полетов" - действия, направленные на предотвращение авиационных происшествий;
л) "наземное происшествие" - событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;
м) "причины (факторы) авиационного происшествия или авиационного инцидента" - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту;
н) "расследование авиационного происшествия" - процесс, который включает в себя выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований и экспертиз, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и разработку мер по их предотвращению в будущем;
о) "рекомендации по результатам расследования авиационного происшествия" - предложения, сделанные на основе информации, полученной при расследовании, и направленные на предотвращение авиационных происшествий;
п) "серьезный авиационный инцидент" - авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие;
р) "серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна" - авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.
К серьезным авиационным инцидентам с повреждением воздушного судна не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных руководством по технической эксплуатации воздушного судна;
с) "телесное повреждение со смертельным исходом" (только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом);
т) "уполномоченный представитель" - лицо, которому поручено участие в расследовании авиационного происшествия, проводимого другим государством;
у) "чрезвычайное происшествие" - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;
гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
гибель людей либо утрата воздушного судна, находившихся на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.

III. Расследование авиационных происшествий
Организация расследования

10. Расследование авиационных происшествий с воздушными судами организуют Служба безопасности полетов и руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций (по принадлежности воздушного судна).
Для участия в расследовании привлекаются специалисты научно-исследовательских организаций, представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в области авиационной промышленности, и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.
11. Для расследования авиационного происшествия руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна) своим приказом назначает комиссию с включением в ее состав представителя Службы безопасности полетов (по согласованию).
В том случае, когда расследование авиационного происшествия проводит Служба безопасности полетов, приказ о назначении комиссии издает Министр обороны Российской Федерации.
12. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Председателем комиссии может быть только лицо, имеющее летное образование.
Членами комиссии могут быть лица, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие специальную подготовку, после которой им выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1).
Права и обязанности лиц, участвующих в расследовании авиационного происшествия, приведены в приложении N 2.
Рабочими органами комиссии являются:
летная, инженерно-техническая и административно-штабная подкомиссии, а также расчетно-аналитическая группа, работу которых возглавляют члены комиссии;
рабочие, исследовательские и экспертные группы, которые могут не входить в состав подкомиссий. Работу групп могут возглавлять специалисты, которые не являются членами комиссии.
Решение о создании рабочих органов принимает председатель комиссии.
13. Для работы в комиссии и в ее рабочих органах могут по согласованию с соответствующими руководителями привлекаться представители федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от их организационно-правовой формы. Информация о кандидатах для работы в комиссии передается федеральному органу исполнительной власти, который организует расследование, в минимально короткие сроки после получения от него запроса.
14. Лица, участвующие в расследовании авиационного происшествия, должны иметь соответствующую квалификацию и не должны быть причастными к организации, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета, по которому проводится расследование.
Члены комиссии и ее рабочих органов не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими или физическими лицами, причастными к авиационному происшествию.
15. Если в процессе работы комиссии стало известно о вовлечении в расследуемое авиационное происшествие авиационного персонала другого вида авиации или другого федерального органа исполнительной власти или организации, председатель комиссии сообщает об этом руководителю федерального органа исполнительной власти или организации, образовавшему комиссию, и начальнику Службы безопасности полетов для принятия решения о дальнейшем расследовании.
16. Авиационные происшествия в результате столкновения воздушных судов расследуются как одно событие, а классифицируются и учитываются для каждого воздушного судна раздельно. По результатам расследования оформляется, как правило, одно дело расследования.
17. Оперативное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам организации и проведения расследования авиационных происшествий осуществляется Службой безопасности полетов.
18. Комиссия проводит расследование авиационного происшествия, руководствуясь Воздушным кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность в области государственной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации.
19. Члены комиссии имеют права, установленные воздушным законодательством Российской Федерации, в том числе:
а) беспрепятственно проходить на борт потерпевшего бедствие воздушного судна для выяснения обстоятельств авиационного происшествия;
б) обследовать потерпевшее бедствие воздушное судно, его составные части, имущество, находящееся на борту этого воздушного судна либо вовлеченное в авиационное происшествие извне, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;
в) поручать организациям независимо от их организационно-правовой формы проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного происшествия;
г) привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовой формы;
д) опрашивать очевидцев авиационного происшествия, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному происшествию, получать необходимую информацию у правоохранительных органов;
е) изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие воздушного судна, подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов;
ж) запрашивать у соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также у граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с авиационным происшествием;
з) проводить исследование психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.
20. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, а также командование воинских частей обязаны оказывать всемерное содействие работе комиссии.
21. Доставку членов комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту авиационного происшествия и обратно организует руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
22. В случае если авиационное происшествие произошло на находящемся в автономном плавании авианесущем корабле, на который члены комиссии не могут прибыть, расследование проводится после прибытия корабля на базу. При этом старший авиационный начальник, находящийся на борту корабля, проводит предварительное расследование авиационного происшествия и докладывает непосредственному командиру (начальнику) об обстоятельствах происшествия, а также принимает меры к обеспечению сохранности всех деталей и материалов, имеющих прямое или косвенное отношение к авиационному происшествию.
23. Продолжительность работы комиссии при расследовании авиационного происшествия, как правило, не должна превышать 30 суток. Началом работы комиссии считается дата авиационного происшествия, окончанием - дата подписания акта расследования авиационного происшествия.
Если для установления причин происшествия необходимо проведение специальных исследований, завершение которых в указанные сроки невозможно, то по ходатайству председателя комиссии срок ее работы может быть продлен начальником Службы безопасности полетов (руководителем федерального органа исполнительной власти или организации, образовавшим комиссию).
Расследование считается законченным после утверждения акта расследования авиационного происшествия.
24. Представители правоохранительных органов, проводящие следственные действия по факту авиационного происшествия, согласовывают свою работу с председателем комиссии.

Оповещение об авиационном происшествии

25. В случае авиационного происшествия, а также при потере радиосвязи с экипажем и пропадании отметки от воздушного судна на экранах радиолокационных станций старший дежурной смены органа обслуживания воздушного движения, осуществляющий руководство (управление) полетом воздушного судна, обязан немедленно доложить об этом оперативному дежурному (ответственному) командного пункта соединения (объединения) и командиру авиационной части (старшему авиационному начальнику зоны ответственности).
Информация об авиационном происшествии с воздушным судном через командные пункты доводится до командира авиационной части, за которой закреплено данное воздушное судно.
26. Устный доклад об авиационном происшествии или потере радиосвязи с экипажем и пропадании отметки от воздушного судна на экранах радиолокационных станций представляется немедленно руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти или организации (в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации).
27. В устном докладе указываются следующие сведения:
а) дата, время (местное / московское);
б) вид авиационного происшествия и его последствия;
в) район авиационного происшествия (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от воздушного судна на экране радиолокационной станции);
г) тип и принадлежность воздушного судна;
д) аэродром вылета;
е) полетное задание, метеоусловия;
ж) данные о командире экипажа, наличии пассажиров на борту;
з) наличие на борту опасных грузов или боеприпасов и их характеристики;
и) данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении.
Отсутствие каких-либо из указанных сведений не является основанием для задержки доклада.
28. Об авиационном происшествии или о потере радиосвязи с экипажем и пропадании отметки от воздушного судна на экране радиолокационной станции докладывается немедленно на центральный командный пункт (командный пункт) федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна) и дежурному по Службе безопасности полетов.
29. Полученную информацию дежурный по Службе безопасности полетов представляет на центральные командные пункты федеральных органов исполнительной власти и организаций для дальнейшей передачи на командные пункты авиационных частей (по форме согласно приложению N 3), а также в Федеральную службу воздушного транспорта России, Российское авиационно-космическое агентство и Межгосударственный авиационный комитет.
30. Письменное донесение об авиационном происшествии командир авиационной части (по принадлежности воздушного судна) представляет в течение 24 часов руководителю федерального органа исполнительной власти или организации (в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации) и его копию - начальнику Службы безопасности полетов.
31. В письменном донесении указываются следующие сведения:
а) дата, время (местное / московское);
б) вид авиационного происшествия;
в) район авиационного происшествия (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от воздушного судна на экране радиолокационной станции, координаты места падения воздушного судна);
г) тип и принадлежность воздушного судна;
д) аэродром вылета;
е) полетное задание, метеоусловия;
ж) данные об экипаже, пассажирах и грузе, находившихся на борту;
з) последствия авиационного происшествия для членов экипажа и пассажиров воздушного судна и окружающей среды;
и) данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении;
к) другие достоверные сведения по авиационному происшествию, известные к моменту представления донесения.
Отсутствие каких-либо из указанных сведений не является основанием для задержки представления донесения.

Рубрики: