Обзор судебной практики по охране труда. Выпуск 6. Прокурор против поликлиники. Аттестация рабочих мест.

В мае 2011 года в Санкт-Петербурге прокурор обратился в районный суд с требованием в адрес поликлиники провести аттестацию рабочих мест в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Прокуратура в результате проверки и на момент представления дела выяснила, что на 1935 штатных единиц сотрудников приходится 79 аттестованных рабочих мест. Бездействие администрации организации прокуратура сочла незаконным и, в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд.

Суд первой инстанции счел требования прокурора неправомерными. Суд определил, что поликлиника ведет целенаправленную работу по аттестации рабочих мест, сроки аттестации истекают согласно нормативным актам в 2013 году, финансирование поликлиники из бюджета не является достаточным для проведения быстрой и полной аттестации всех рабочих мест. Кроме того, суд признал обоснованными доводы ответчика, что большая часть рабочих мест является аналогичными и не подлежит отдельной аттестации.

Прокуратура вынесла кассационное представление на решение районного суда в Санкт-Петербургский городской суд, последний после рассмотрения дела отменил решение своих младших коллег и отправил дело обратно на новое рассмотрение в ином составе суда.

В своем постановлении городской суд указал, что поликлиника не представила доказательства того, что она сможет завершить аттестацию всех рабочих мест в установленные сроки, а также доказательства своих усилий, направленных на организацию аттестации в полном объеме, в том числе усилий, направленных на получение необходимого финансирования. Суд, кстати, отметил, что работодатель не может ссылаться на отсутствие финансирования, как на причину не проведения аттестации. Наконец, суд признал необоснованными доводы ответчика о наличии у него большого количества аналогичных рабочих мест, не требующих аттестации, из-за отсутствия доказательств этого утверждения.

Уроки, извлеченные из этого дела бюджетными организациями, видимо, будут следующими:

1. Необходимо иметь утвержденную программу аттестации рабочих мест, рассчитанную на период до 2013 года с указанием сроков аттестации, количества аттестуемых рабочих мест, примерной стоимости аттестации и источников финансирования.

2. Необходимо иметь при себе копии неоднократных обращений в вышестоящие органы с просьбами о финансировании аттестации рабочих мест с целью доказательства усилий организации в поиске финансов для этого мероприятия. Я бы писал такие бумаги раз в квартал, чтобы иметь потом для предъявления прокуратуре солидную пачку листов – обращений.

3. Нет смысла в спорах с надзорными органами ссылаться на якобы большое количество аналогичных рабочих мест. Это утверждение невозможно доказать без проведения аттестации, а если проводить аттестацию, то зачем тогда ссылаться?

Оставьте первый комментарий