Безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов

Значительная часть несчастных случаев на крупных производствах связана с подъёмом и транспортировкой грузов. Поэтому все лица, обслуживающие и эксплуатирующие грузоподъёмные краны, перед допуском к работе должны быть обучены и аттестованы. Это правило относится не только к машинистам, но и к электромонтёрам, слесарям, стропальщикам и другим специалистам, которые будут работать на кранах. Повторная проверка знаний этими лицами должна проводиться не реже раза в год.

Безопасность при эксплуатации грузоподъёмных кранов обеспечивается также за счёт периодических технических освидетельствований. Частичное освидетельствование проводится раз в год, а полное - раз в три года, а так же после капитального ремонта или замены основных блоков или механизмов.
При освидетельствованиях особое внимание необходимо уделить устройствам, обеспечивающим безопасное проведение работ кранами.

В первую очередь это конечные выключатели. Исправный конечный выключатель устройства подъёма обеспечит принудительный останов груза при подъёме, что не позволит крюку повредить лебедку и оборвать трос с грузом. А конечные выключатели в конце пути моста и тележки крана не позволят им деформироваться или сойти с рельсов. Причём аварийная ситуация может быть не результатом невнимательности оператора, А следствием заклинивания устройств управления.

Краны, управляемые машинистами, должны быть оборудованы устройствами звуковой сигнализации для предупреждения об опасности людей вблизи груза.
Для исключения повреждения машиниста электрическим током дверцу люка кабины оборудуют блок-контактами для снятия напряжения со всех токопроводящих частей.

В кабине крановщика должен находиться набор электрозащитных средств, включающий в себя: диэлектрические перчатки, галоши и коврики.
Если из кабины крана не видно всей зоны обслуживания грузоподъёмной машины и нет радио или телефонной связи машиниста со стропальщиком, то для зрительной связи с машинистом из числа обученных стропальщиков назначают сигнальщика.

Действенной мерой повышения безопасности эксплуатации грузоподъёмных кранов является марочная система. Суть её заключается в том, что только лицо имеющее ключ-марку, замыкающую электрическую цепь, может включать в работу кран. Это исключает несогласованную работу между машинистами кранов и обслуживающим персоналом.

Рубрики:
Оставьте первый комментарий