Порядок проведения предрейсового осмотра

Предрейсовый осмотр водителя должен проводиться перед началом каждой рабочей смены в специально оборудованном для этого помещении.

При осмотре водитель должен иметь при себе путевой лист.

  1. Порядок проведения предрейсового осмотра следующий.
  2. Медработник (медсестра, фельдшер, врач) спрашивает водителя о:

    • его самочувствии;
    • эмоциональном состоянии;
    • длительности сна
    • и наличии жалоб на состояние здоровья.
  3. Медработник осматривает пациента, отмечая состояние кожи, слизистых оболочек (склеры глаз) и глазных зрачков.

  4. Обязательно производится подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС), измеряется артериальное давление (АД).
  5. В специальный журнал заносятся итоги осмотра.
  6. На путевом листе ставится штамп о допуске водителя к управлению транспортным средством. Допуск ставится в случае, когда полностью отсутствуют:

    • жалобы водителя;
    • симптомы заболеваний;
    • ухудшение общего состояния организма;
    • признаки употребления водителем алкогольных напитков, психотропных и наркотических препаратов;
    • нарушение трудового режима и режима отдыха.

Требования к проведению предрейсовых осмотров водителей, возраст которых составляет старше 55 лет.

Водители транспорта, возраст которых составляет старше 55 лет, относятся к группе риска. Группы риска имеются в каждой организации, к ним относятся:

  • водители, злоупотребляющие спиртными напитками и психоактивными препаратами;
  • часто болеющие сотрудники (особенно хроническими патологиями);
  • водители, возраст которых старше 55 лет.

Водители, относящиеся к группе риска, в обязательном порядке подвергаются еще и послерейсовым осмотрам. Правила проведения медицинских осмотров после рейсов утверждены приказом начальника организации.

Водитель может быть отстранен от работы в случае:

  • наличия симптомов заболеваний (острых и хронических патологий);
  • подъема температуры выше субфебрильной ( выше 37 °С);
  • жалобы водителя на слабость, недомогание;
  • наличия головной и зубной боли;
  • снижения зрения, глазные заболевания;
  • ушной боли;
  • боли в груди, в животе;
  • изменении ЧСС, т.е. частоты сердечных сокращений: снижение, повышение;
  • понижения или повышения артериального давления;
  • наличия симптомов воздействия на водителя алкоголя, психотропных и наркотических препаратов, токсикантов, которые деформируют психику человека и нарушающих общее состояние.

Водитель, которого отстранении от работы, должен быть направлен:

  • если это день, то к дежурному врачу участковой поликлиники;
  • если вечером или ночью, то медработник обязан оказать водителю первую медицинскую помощь и предложить ему обратиться на следующий день в поликлинику, можно также вызвать врача домой.

Водителю выдается справка (оформлена в произвольной форме), в которой указывается время освобождения от работы, краткое описание жалоб, объективных данных заболевания (травмы): температуре тела, ЧСС, АД, цвет слизистых, наличие местных повреждений и др.

При наличии у обследуемого признаков воздействия алкоголя, медработник производит контроль трезвости, пишет протокол и направляет водителя в соответствующее медучреждение для дальнейшего освидетельствования. Контроль трезвости в обязательном порядке регистрируется в пронумерованном и прошнурованном журнале, который скреплен печатью организации системы здравоохранения.

При наличии у водителя выраженных симптомов алкогольного опьянения или в случае отказа его от прохождения освидетельствования (тестового и аппаратного исследования), должен составляться акт о том, что сотрудник присутствует на работе в нетрезвом состоянии.

При проведении обследования работника на наличие в его организме наркотических препаратов, необходимо иметь его согласие (оформляется в письменной форме). При отсутствии согласия итоги обследования не являются доказательством того, что водитель присутствовал на работе в нетрезвом состоянии (так как результаты получены незаконным путем и не могут служить для применения к водителю штрафных санкций).

В трудовой договор с работниками учреждений должны обязательно включаться пункты, регламентирующие проведение медицинского освидетельствования, должно быть оговорено согласие водителя на проведение освидетельствования (выявление в его организме содержания наркотических веществ).

Перечень документов, подлежащих оформлению в организациях и учреждениях, подтверждающих проведение предрейсовых медицинских осмотров:

  • положение о предрейсовых медицинских осмотрах;
  • журнал проведения осмотров;
  • приказ, назначающий ответственного, проводящего медицинские осмотры водителей;
  • для водителей, состоящих в группе риска нужна водительская карта о состояния здоровья;
  • списки работников, которые находятся на диспансерном учете с хроническими заболеваниями (раз в год);
  • докладную записку на имя начальника учреждения или организации (раз в месяц).

Мероприятия, необходимые для направления водителя на освидетельствование в специализированное медучреждение с целью определения наркотического или алкогольного опьянения:

  • протокол о состоянии опьянения;
  • доставка работника в медучреждение.

Интервал времени между выявлением состояния опьянения и доставкой сотрудника в специализированное медучреждение не должен быть более двух часов. Если интервал времени превысит два часа, итоги освидетельствования будут неточными (отсутствие объективной оценки состояния водителя на момент выявления интоксикации).

Учреждения, располагающие соответствующим оборудованием и документацией, определяющие состояние наркотического и алкогольного опьянения.

ГИБДД имеет договор, заключенный с медучреждениями, определяющими медицинские обследования водителей на выявление состояния алкогольного и наркотического опьянения.

Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей в случае отсутствия медработника в организации (учреждении):

  1. Предрейсовые осмотры могут проводиться медсестрой (не обязательно наличие высшего медицинского образования). Если кто-то из сотрудников имеет среднее медицинское образование, можно пройти специальные курсы и назначить его ответственным за оформление соответствующей документации.

  2. Если рядом располагается транспортная организация специализированного типа, с ней можно заключить договор на проведение медицинского осмотра водителей.

  3. Договор также можно заключить непосредственно с медучреждением.

Если составляется акт об отказе водителя от проведения освидетельствования, а также в случае попыток препятствовать ему, данный инцидент необходимо задокументировать, так как это впоследствии используются как подтверждение наличия у водителя состояния наркотического или алкогольного опьянения.

Комментарии: 5 ↓

Более десяти лет работаю водителем на автобазе. Так вот, нас перед рейсом проверяют только на алкоголь и то через день. Да и алкотестера у нас нет, приходится дышать в "стакан". Вот такая проверка, а потом удивляемся, почему пьяные грузовики людей на остановках сбивают.

Действительно, очень важно проводить такой осмотр. Одного моего знакомого, водителя, как-то раз не допустили к работе из-за сильно пониженного давления. Он переживал, что пропустил целый день, но всегда лучше перестраховаться.

Несколько лет работал в ПАТП на рейсовом автобусе, осмотр техники как ритуал от которого зависит жизнь пассажиров, и для каждого водителя это самое важное перед работой. Инструкции написаны человеческими жизнями и не стоит ими пренебрегать от них зависит ваша жизнь, берегите себя.

В закон нужно добавить один пункт. Это максимальное количество роботы в сутки. Скажем водить человек может только 8 часов в сутки или 20 часов в два дня. Такое обязательно нужно что бы не было усталости которую осмотр не обнаружит.

В настоящее время предрейсовый медосмотр водителей осуществляется исключительно в медицинских организациях, имеющих лицензию на данный вид деятельности, путем заключения договора на оказание услуг. Наличие в штате организации мед.работника не предоставляет права организации проводить предрейсовый медосмотр самостоятельно.