Что делать после того как тебя приняли на работу (часть 2)

И вот, вы уже отработали почти месяц.
У вас есть на руках штатное расписание, структура управления организации. Познакомились или хотя бы пересекались во время работы с ведущими специалистами и руководителями (главный инженер, энергетик, механик и т.д.). Вы вникли в суть производственного процесса, и определись с потенциальными опасными и вредными факторами на рабочих местах, так сказать - вработались. Основа подготовлена, можно двигаться дальше.

Теперь нужно максимально подробно и полно определить какие документы по охране труда существуют, актуальны ли они, подробны ли. В этом как раз и кроется одна большая и жирная проблема, которая тянет за собой остальные.

Довелось мне поработать со многими организациями, если кадровые документы (трудовые договора, графики отпусков, должностные инструкции и т.д.) еще более-менее в порядке, то с приказами, инструкциями, планами мероприятий и протоколами аттестации по ОТ и т.д. все намного хуже. Их может просто не быть, могут быть просроченными и могут быть сделаны неправильно – это самый худший вариант. Потому, что организация могла по ним работать и привыкнуть работать (в сфере ОТ) не правильно.

Простой пример: дебильный приказ какого-нибудь 2008 г., где директор приказывает сделать ответственным за проведение всех видов инструктажей инженера по охране труда. И горе тому Отешнику, что под ним подпишется. Запомните! ИОТ может проводить лишь вводные инструктажи, и то с оговорками (есть нюансы), а все остальные (первичный, повторный, внеплановый и целевой) ОБЯЗАНЫ проводить непосредственные руководители (начальники цехов, управляющие, мастера, прорабы и т.д.). Пункт 2.1.3. Постановления №1/29 от 13.01.2003 г. вам в помощь.

Так вот, необходимо собрать все имеющиеся приказы, положения, программы, инструкции и регламенты, связанные с ОТ воедино и … выкинуть. Ну это самый простой вариант. Посложней, можно интегрироваться, что я вам и советую, в существующую систему.

Начните с разработки инструкций, вообще-то это не ваша обязанность, но вот исторически сложилось, что этим придется заниматься именно вам.

Инструкции бывают по профессиям и по видам выполняемых работ. Берете штатное расписание и составляете перечень инструкции: «Инструкция по ОТ для слесаря», «Инструкция по ОТ для дворника» и т.д. То есть, сколько наименований должностей, столько и инструкций по должностям. По видам – в зависимости от проводимых работ и применяемого оборудования. Как разрабатывать, согласовывать и утверждать инструкции расскажу потом.

Затем возьмитесь за разработку приказов. Чтобы вести работу изначально правильно, строго следуйте требованиям НТД, формулировки берите из них же. Еще запомните, что ответственный за организацию и ответственный за проведение - это не одно и то же, и что это могут быть два разных человека.

После приказов приступайте к разработке программ проведения вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте. Можно взять типовые и адаптировать под себя.

За инструктажами следуют программы обучения по охране труда рабочего персонала и ИТР. Если программа для ИТР в принципе может быть одна, то для рабочих должны быть разными, но для начала сойдет одна для всех, разработанная по типовой. Включайте общие формулировки, на первое время сойдет.

После этого можно подготовить перечень выдаваемой спецодежды и прочих СИЗ в соответствии с типовыми отраслевыми нормами выдачи.

Немаловажным документом является перечень контингентов лиц, направляемых на предварительные и периодические медицинские осмотры, кстати, с 01.01.2012 г. вступил в силу новый приказ №302н от 12.04.2011 г. о новом порядке проведения медосмотров (Приказы 83 и 90 утратили силу). Сразу скажу, 302н корявый и по разработке перечней и проведении МО расскажу отдельно.

Венцом начала организации работ по ОТ может служить разработка Положения об организации работ по охране труда, где будет расписано, кто и за что отвечает и что делает в сфере ОТ.

Ну и, конечно же, не забывайте о проведении ежемесячных и ежеквартальных проверок, совещаниях, планерках, обучении и аттестации персонала.

Как видите, фронт работ весьма обширен и сложен. На разработку и внедрение, на производство всего вышеперечисленного у вас уйдет не менее полугода, а то и больше, в зависимости от особенностей организации. Если что-то не знаете, как сделать, то начинайте поиски с Трудового Кодекса РФ, и от него по логическим ниточкам, перелопатив кучи приказов и положений, придете к ответу.

Хочу еще предупредить, работа сложная, тяжелая, неблагодарная, нервная и низкооплачиваемая, но и в ней есть свои радости.
Удачи!

Оставьте первый комментарий

Или почитайте анекдоты!

Присоединяйтесь